Исследователи из Массачусетского технологического института создали материал, который в будущем может позволить разработать самосогревающуюся одежду и даже увеличить дальность поездок электрических транспортных средств.
Представьте себе свитер, который может автоматически повышать температуру по команде. Вам никогда больше не придется беспокоиться о том, чтобы носить с собой куртку, когда вы выходите ночью на улицу и боитесь что замерзните. Или что лобовое стекло можно очистить от снега и льда только за счет того, что оно само разогреется.
Исследователи из Массачусетского технологического института изобрели новую прозрачную полимерную пленку, которая позволяет собирать и хранить тепло Солнца для последующего использования. В отличие от традиционных методов хранения солнечной энергии, которая аккумулирует тепло солнца в виде электричества, новый солнечный теплохранитель накапливает тепло в химическом состоянии. После накопления тепло Солнца можно освободить с помощью простой химической реакции.
— В то время как тепло неизбежно и постоянно рассеивается, независимо от того, насколько хороша изоляция вокруг него, химическая система хранения может хранить энергию в течение неопределенного времени в стабильной молекулярной конфигурации, пока его не освободит небольшой «толчок» тепла (света или электричества, — пояснили ученые.
Предыдущие попытки хранения солнечного тепла в химическом состоянии были ограничены технически, так как все сводилось к использованию в жидких растворов. Однако, поскольку новый материал принимает форму твердотельной пленки, она может быть интегрирована с широким множеством продуктов. Пленка настолько тонка, что может быть зажата между слоями стекла, которые составляют ветровое стекло машины или даже вплетены в нити одежды. После того, как вплетенный в объекте материал собрал тепло, освободить его можно будет небольшим «взрывом» тепла или электричества, что может нагреть поверхность на 10 градусов Цельсия.
Таким образом, с практической точки зрения, такой материала для хранения тепла значительно снизит утечку энергии, что весьма актуально для электрических автомобилей в холодную погоду, поскольку значительная часть энергии машин направляется на отопление и защиту от обледенения. Подобный расход тепла снижает пробег электрокара на целых 30%. Однако если использовать свободную тепловую энергию, то пробег может быть увеличен, а энергия направлена на другие нужды.
Однако прежде чем термическая пленка для хранения тепла появится в продаже, исследователи проведут массу тестов и намерены повысить температуру до 20 градусов Цельсия.